Что такое дефектология
Предметом исследования дефектологии являются дети с физическими, психическими, поведенческими и сложными сочетанными дефектами. Дефектология, как наука, объединяет целую группу педагогических направлений. Среди которых сурдопедагогика (работа с плохо слышащими детьми), тифлопедагогика (работа с плохо видящими детьми), олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми), логопедия (работа с детьми с нарушениями речи), сурдотифлопедагогика (работа со слепоглухонемыми детьми). Еще одним направлением дефектологии является коррекционная психология, которая занимается проблемами психологического развития детей с различными отклонениями.
Благодаря развитию дефектологии, огромное количество детей с особыми потребностями смогли не только получить образование, но и овладеть определенными бытовыми и профессиональными навыками, позволяющими им вести самостоятельный образ повседневной и социальной жизни.
Многочисленные дефектологические исследования позволили разработать систему дифференцированного образования, которая стала основой для создания специальных обучающих, развивающих и реабилитационных центров для детей с различными нарушениями развития.
Какие медицинские учреждения занимаются дефектологией
В настоящее время существует 8 типов школ, предназначенных для обучения детей с аномалиями развития. Среди них специальные школы для обучения детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также умственно отсталых детей. Кроме этого, существуют узкоспециализированные школы для детей со сложными сочетанными дефектами, а также учреждения дошкольного и профессионального образования.
Сегодня дефектологией также занимаются частные центры, в которых работают специалисты различного профиля. Дети, занимающиеся в подобных центрах, могут посещать обычную общеобразовательную школу, но иметь незначительные отклонения в физическом или психическом развитии.
Одной из главных проблем современной дефектологии является стратегия отбора детей в специальные учебные заведения. Направление детей в специальные школы осуществляется на основе результатов прохождения медико-психологической комиссии, в состав которой входят педиатр, психоневролог, дефектолог, логопед, психолог, ортопед, офтальмолог, отоларинголог и другие специалисты. Члены комиссии оценивают общее состояние ребенка, степень его готовности к школе, выявляют характер отклонений и на основе этих результатов подбирают тип учебного заведения, который наиболее подходит каждому конкретному ребенку.
Самые известные центры дефектологии в России
Центр логопедии и дефектологии «Новые горизонты» в Москве - основной специализацией центра является исправление нарушений речи у детей. Кроме этого специалисты центра «Новые горизонты» оказывают психологическую помощь детям, помогают в подготовке к школе, проводят развивающие занятия. Работа в центре проводится в форме индивидуальных занятий с ребенком.
Институт коррекционной педагогики в Москве – в институте проводится комплексная работа с детьми, страдающими различными отклонениями в развитии. Основными направлениями деятельности института являются: коррекция трудностей в обучении и общении со сверстниками, логопедических проблем, рассеянности внимания, повышенной утомляемости, отставаний в развитии.
Центр психологии и дефектологии «Андромеда» в Новосибирске – в центре проводятся индивидуальные и групповые консультации различных специалистов для детей с дефектами развития и их родителей. В центре проводится психологическая коррекция психоневрозов у детей и других отклонений у детей. Прием ведут детский и семейный психолог, а также логопед и дефектолог.
Дефектология и логопедия
Логопедия является одним из главных направлений дефектологии, так как речевое развитие играет важнейшую роль в способности ребенка к обучению, общению со сверстниками и адаптации в социуме. Как одно из направлений дефектологии, логопедия занимается коррекцией нарушений речи у детей. Причины возникновения этих нарушений могут быть разнообразными, среди них врожденные аномалии развития речевого аппарата (заячья губа, волчья пасть), травмы челюсти, генетически унаследованные сложные синдромы, общая задержка в развитии и другие. Важно, чтобы нарушения речевого развития были выявлены в раннем возрасте, так как это критический период в процессе развития человеческой речи.
Специалист, который занимается коррекцией нарушения речи у детей, называется детский врач логопед. Методы, которые применяются в детской логопедии, схожи с методами коррекции речи у взрослых, тем не менее, при работе с детьми есть много нюансов, которые связаны с их специфическими потребностями. Работа логопеда, как и работа дефектолога, это сложный и длительный процесс. Она требует от специалиста высокой квалификации, большого опыта и терпения.
Дефектология и психология
Психология является неотъемлемой частью дефектологии, так как любые отклонения в развитии детей, будь-то слабый слух, зрение или нарушения речи, обязательно приводят к социальной дезадаптации ребенка, отставанию в развитии и возникновению психологических проблем. Понимание этих проблем привело к тому, что на стыке двух наук – психологии и дефектологии – появилась отдельная область – специальная (коррекционная) психология, которая занимается изучением, коррекцией и профилактикой развития психологических трудностей у детей с нарушениями развития.